Что такое Архетипы

Психология

Что такое Архетипы

Архетипы – это универсальные образы, символы или паттерны, которые присутствуют в коллективном бессознательном. Они являются неосознаваемыми и влияют на наше восприятие мира, мышление и поведение. Архетипы были введены швейцарским психиатром Карлом Юнгом, который считал, что они являются фундаментальными элементами коллективной психики и представляют собой общие образы, которые переживают все люди, независимо от культуры и времени. Некоторые из наиболее известных архетипов включают героя, материнскую фигуру, мудреца, тень и аниму/анимус. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать однотипные или похожие мифические представления.

Продукция бессознательного

Продукция бессознательного – это термин, введенный Карлом Юнгом, который описывает материалы и содержание, появляющиеся в нашем сознании из бессознательного.

Бессознательное – это часть психики, которая содержит все неосознаваемые мысли, желания, воспоминания и импульсы.

Продукция бессознательного может проявляться в различных формах, таких как сны, фантазии, ассоциации, интуиция, символы и архетипы. Все эти материалы могут быть использованы для понимания и раскрытия глубинных аспектов нашей личности и нашего отношения к миру.

Продукция бессознательного может быть особенно полезной в психотерапии, где человек может исследовать свои сны и фантазии, чтобы получить понимание своих неосознаваемых проблем и конфликтов. Она также может быть использована в творческом процессе, помогая выражать и изучать глубинные чувства и идеи.

Однако, так как бессознательное не всегда доступно нашему сознанию, его продукция может быть смутной, символичной и неоднозначной. Понимание и интерпретация этих материалов требует особых навыков и опыта, таких как психоанализ или аналитическая психология.

В целом, продукция бессознательного играет важную роль в понимании себя и своей психики. Она помогает нам раскрыть скрытые аспекты нашего существования и улучшить наше самосознание и понимание себя.

Архетипы служат компенсаторными эквивалентами “внешнего мира” и, таким образом, имеют “космический” характер. Этим объясняется их нуминозность и “богоподобность”.

Характерное действие архетипа

Характерное действие архетипа может быть различным в зависимости от конкретного архетипа, однако есть несколько общих характеристик, которые могут быть характерными для многих архетипов:

  1. Исследование и поиск: многие архетипы могут быть связаны с исследованием и путешествиями, будь то физические или психологические. Они стремятся расширить свои горизонты и познать новые миры.
  2. Спасение и защита: некоторые архетипы могут быть связаны с ролью спасителя или защитника. Они готовы рисковать своей жизнью или делать все возможное, чтобы помочь другим и защитить их от опасности.
  3. Преодоление испытаний: многие архетипы сталкиваются с различными испытаниями и препятствиями на своем пути. Они должны преодолеть свои страхи, развиваться и становиться сильнее, чтобы достичь своих целей.
  4. Поиск смысла и понимания: некоторые архетипы могут быть связаны с поиском смысла жизни или понимания своего места в мире. Они задают глубокие философские вопросы и стремятся найти ответы на них.
  5. Борьба против зла: многие архетипы могут быть связаны с борьбой против зла и несправедливости. Они выступают в защиту слабых и борются против злодеев и тирании.
    Это лишь несколько примеров характерных действий архетипов, и конкретные действия могут варьироваться в зависимости от контекста и конкретного архетипа.

Отношение к бессознательному

Бессознательное – это сфера психической жизни, которая находится вне нашего сознания и содержит неосознаваемые желания, страхи, фантазии, травмы и другие аспекты нашей психики. Отношение человека к бессознательному может быть различным в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта каждого человека:

  1. Незнание и игнорирование: некоторые люди могут просто не осознавать или не интересоваться своим бессознательным. Они не задумываются о своих неосознаваемых потребностях, страхах или темных сторонах своей личности.
  2. Отрицание и борьба: другие люди могут активно отрицать свое бессознательное и бороться с его проявлениями. Они могут стараться подавлять свои неосознаваемые желания и страхи, что может привести к конфликтам и психическим проблемам.
  3. Исследование и интеграция: некоторые люди стремятся понять и принять свое бессознательное. Они могут искать способы исследования своих неосознаваемых аспектов с помощью психологической терапии, медитации, творчества или других методов. Целью такого исследования является интеграция бессознательного в сознание, что может привести к лучшему самопониманию и развитию личности.

    Исследование своего бессознательного и его интеграция в сознание может быть полезным для личностного роста и самопознания.

“Я психиатр, а не философ, чистый эмпирик, размышляющий над определенными фактами опыта. Душа для меня есть сводное понятие целостности душевных процессов. Дух – качественная характеристика определенных душевных содержаний. Бог – некий внутренний опыт, не подлежащий сомнению как таковой, но впечатляющий. У душевного опыта есть два источника – окружающий мир и бессознательное. Всякий непосредственный опыт является душевным. И опыт окружающего мира, и внутренний опыт одинаково достоверны. Бог – не какая-то статистическая истина. Когда кто-нибудь чувствует себя счастливым, ему не нужны для своего чувства доводы и опровержения, потому столь глупо доказывать бытие Бога или пытаться его опровергнуть. Бог – это всеобщий опыт. Теологи наивно мнят, будто то, во что они верят, непременно так должно и быть. Богословы во всех своих вариантах хватают Господа под рукава и предписывают ему, каким он по их мерке должен быть. Они наивно предполагают, что всякий одинаково думает, произнося имя «Бог». В действительности же один имеет в виду Яхве, мусульманин – Аллаха, буддист – Будду, даосист – Дао. Каждый настаивает на своей точке зрения и воображает, будто владеет единственной истиной. Я предлагаю скромность, т.е. взаимное согласие в том, что Бог есть в первую очередь наше представление о нем.

Я вторгаюсь на территорию, которая весьма далека от психологии. Однако все, связанное с религией, настолько тесно соприкасается с душой, что психология менее всего может позволить себе упускать эти вещи из виду. Как психолог и психиатр, я рассматриваю верования прежде всего как суждения, являющиеся сами по себе фактами, но о которых далее нельзя утверждать, истинны они или ложны. Вера представляет собой психологический факт, далеко не означающий доказательства. В лучшем случае – это факт существования веры. Потребность в метафизических высказываниях покоится на фундаменте бессознательного.

Архетип в себе есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал в определенные фигуры. Архетип, где бы он ни появлялся, обладает непреодолимой, принуждающей силой, идущей от бессознательного, и там, где действие архетипа осознается, его отличительной чертой является нуминозность. Человек непосвященный, не имеющий возможности наблюдать за поведением автономных комплексов, склонен возводить происхождение психических содержаний к окружающему миру. Это предположение оправдано, если речь идет об идейных содержаниях сознания. Но, наряду с ними, имеются еще и иррациональные, аффективные реакции и импульсы, исходящие от бессознательного и толкающие к архетипическому упорядочению сознательного материала. Подобные высказывания указывают на захваченность неким архетипом. Лежащие в основе этих высказываний представления неизбежно антропоморфны, что отличает их от самого архетипа, который сам по себе непредставим, поскольку бессознателен.”

К. Юнг

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Галактика энергий
Добавить комментарий