Вишну — хранитель Мироздания

Вишну Ангелы и Боги

Вишну («всеобъемлющий»), в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял Божественную Триаду, Тримурти. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу разрушения, силу созидания и силу сохранения.

Согласно «Вишну-пуране», наша земля, кормилица мира, именуемая Притхиви, родилась от подошвы ноги Вишну. Он является хранителем Вселенной, имеет 1000 имён (Viṣṇusahasranāma), каждое из которых представляет собой отражение определённого качества Вишну. Список всех 1000 имён содержит Вишну-сахасранама-стотра («Махабхарата», Шантипарва).

Я славлю того, кто есть всё.
Властелина всего, бесконечного,
нерождённого, непостижимого, нераздельного,
Нараяну, мельчайшего из всего самого мелкого,
обширнейшего из всего самого обширного!
Он — тот, кто есть всё,
от кого возник этот (мир);
он — бог всех богов,
он — высшее (прибежище) высших целей!
 «Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41

Корень слова Vish означает всепроникать, углубляться в природу сущего. Бог Вишну — всепроникающий, он — тот, кто есть всё и кто находится внутри всего. Все существа получают благо от Вишну, который несёт энергию гуны благости.

Вишну — бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение этому богу происходит или непосредственно, или через его аватары-воплощения: Раму и Кришну.

В древнем писании «Пхагават-гите» утверждается, что цель прибытия Кришны в этот мир — поддерживать нравственные устои (дхарму), побеждать зло и проводить божественные ритуалы для спасения душ людей.

Вайшванская традиция индуизма — это направление в индийской религии, которое почитает Вишну верховным богом. В своем учении эта религия опирается и на ряд древних текстов. К этим текстам относятся такие, как Тайттирия-самхита Яджур-веды и Вишну-сахасранама. В этих древнейших писаниях бога Вишну называют Сверх Душа, а также Верховный бог, который знает прошлое и будущее. Вишну также называют создателем Вселенной, который правит ею и поддерживает в ней жизнь.

Изображение и атрибуты Вишну

В индуизме принято изображать бога Вишну четырехруким существом с темно-голубой кожей, этот оттенок цвету небосклона. Каждая рука бога Вишну сжимает предмет, имеющий определенное символическое значение. В первой руке Вишну сжимает цветок лотоса, который в индуизме символизирует красоту. Вторая рука божества держит булаву, которая является оружием против демонов-асуров. В третьей руке находится священная раковина шанкха – символ славы, долголетия и процветания. В древности такие раковины использовали для того, чтобы трубить в них на ритуальных церемониях, или во время боя для созыва войск. В четвертой руке заключен огненный диск (сударшана-чакра), который также является оружием для обезглавливания демонов.

Вишну еще известен под другими именами, такими как Пуруша, Парахатма, Махапуруша, Бхагаван (тот, кто обладает всеми достоинствами). В индуизме принято считать, что Вишну имеет все положительные качества, которые только возможны. Основные из них: знание и мужество, могущество и сила, красота и сострадание, богатство и щедрость.

Господа Вишну также называют Нараяной. Этим именем обозначают высшую реальность, чистое сознание. Считается, что Вишну, находящийся в глубоком сне без сновидений, и есть Нараяна. Когда он открывается глаза, то из его пупка вырастает лотос, в котором находится Брахма, т.е. тот, кто творит весь мир. Таким образом, в данном контексте весь мир – это разные искажения или преломления единого высшего сознания или Нараяны.

Самые важные аватары Вишну:

Как написано в древних текстах Пурунах, Вишну имеет 10 аватаров или воплощений. Из них 9 уже существовали на земле, а последнее воплощение придет на землю перед полным разрушением мира.

Матсья (Matsya, рыба)

Вишну во время великого потопа превращается в рыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата (Satyavrata) к одной из вершин Гималаев, где он останавливается, способствуя этим сохранению жизни на земле.

Курма (Kurma, черепаха)

В древнем мифе о пахтанье мирового океана Вишну в образе черепахи ставит себе на спину гору Мандара. Боги и демоны привязывают к ней вместо каната змею Васуки и вертят ее, как мутовку, в море, пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи: апсары – нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, даже луна и, наконец, врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрита (Amrita = амброзия).

Вараха (Varaha)

Вишну, явившийся в этой аватаре, спасает мир от непобедимого демона Хираньякши, одолевшего дэвов и завоевавшего небеса, который погружает землю на дно океана. Поединок с ним Вишну длился 1000 лет. Вепрь поднимает из глубин космического океана на своих клыках землю. И спасает богов.

Нарасимха (Narisimha)

Вишну предстаёт в образе человека с головой льва. Хираньякашипа (брат Хираньякши) — король демонов, став могущественным и сильным, обладая особыми свойствами, что ни одно существо не имеет возможности его убить, стремится отомстить за смерть брата. Лев побеждает его, спасает демона Прахладу — сына Хираньякашипы, противостоявшего своему отцу и безраздельно преданного Вишну.

Вамана (Vamana)

Однажды пришлось Вишну воплотиться на земле и в образ карлика. Это было в те времена, когда невиданное раньше могущество приобрел Бали, царь асуров. Он отличался добродетелью и благочестием, равного которому не было в трех мирах. Вот за эти его качества он и обрел власть над Вселенной, над всеми тремя мирами, подземным, земным и небесным. Даже боги были вынуждены признать его владычество.

Но Адити, мать богов, не могла примириться с этим. Она обратилась к Вишну с просьбой: «Помоги своим братьям! Нарушен в мире закон справедливости, только ты можешь ее восстановить!». Вишну не отказал матери в ее просьбе: он воплотился в маленького безобразного карлика — Ваману и в его образе явился к Бали за милостыней. Справедливый царь асуров предлагал ему золото и украшения, слонов и коней — но не это было нужно карлику. «Дай мне столько земли, сколько я сумею покрыть тремя своими шагами», — попросил он. Удивился Бали этой просьбе: ведь на большое ли расстояние сможет шагнуть карлик? А один из его мудрых наставников стал советовать отказать в просьбе. Но Бали был гордый и щедрый, а потому не мог отказать просителю. И вот, когда согласие было дано, на глазах царя асуров произошло чудо: карлик обернулся исполином. Так велик был его шаг, что первым шагом он покрыл все небо, вторым шагом — землю, а третьего делать не стал. Он пожалел добродетельного Бали и оставил во владении асуров подземный мир — Паталу. Власть же над землей и над небом он вернул великим богам.

Парашурама (Paracurama, Рама с топором)

Вишну уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чем прекращает продолжительные распри между кастами брахманов и воинов.

Рамачхандра (Ramachandras)

Принц, царь Айодхьи, одним из предков которого является Сурья. Воплощение идеального царя. Он уничтожил демона Равану. Об этом воплощении Вишну повествует история «Рамаяны».

Кришна (Krishna)

Эта аватара Вишну избавляет с помощью пандавов мир от зла, дабы установить первенство добра. История «Махабхараты» повествует об этом воплощении Вишну. Брат его Баларама иногда выступает как девятая аватара, вместо Будды.

Будда

Будда, по позднейшему учению брахманов, есть одно из воплощений Вишну. При этом Вишну собирался полностью истребить испорченных людей и злых демонов, которые под влиянием Будды разрушили закон каст и поклонение богам.

Кальки (Kalki)

Последнее воплощение Вишну ожидается в будущем. Когда мир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свой авторитет и жизнь людская будет продолжаться только 23 года, снова явится Вишну в образе человека на белом коне. Истребить зло и восстановить дхарму — его задача перед возрождением мира, наступлением новой Сатья-юги. Конец века Кали — 428 898 г. н. э.

Супруга Вишну — прекрасная богиня Шри Лакшми

В постведийский период Вишну представляется вместе со своей супругой, известной под двумя именами — Шри и Лакшми. По всей видимости, первоначально они были двумя различными богинями — первая олицетворяла успех и процветание, а вторая была связана с плодородием.

Подобно Вишну, его супруга обладает божественными свойствами — она вне времени и пространства, бессмертная и всепроникающая. Её отождествляют с лотосом, на котором Шри-Лакшми восседает и цветы которого она держит в руках. Шри-Лакшми возникла из вод космического молочного океана и в земном мире отвечает за благополучие.

Вишну и Лакшми неразлучны на земле и на небе. Лакшми сопровождает супруга во всех его земных воплощениях в лице его жён. Вишну — создатель, Лакшми — создание; Лакшми — Земля, Вишну — её поддержка и опора; Вишну олицетворяет все мужские качества и достоинства, Лакшми — все женские. В мифологии Лакшми никогда не покидает Вишну и всегда занимает его сторону. Лакшми почитается как энергия или шакти Вишну, материальная Вселенная (природа), в то время как Вишну отождествляется с её первоисточником.

Неразрывно связанные друг с другом Вишну и Лакшми, как мужское и женское начала, образуют персонифицированного Брахмана, называемого Лакшми-Нараяна. Несмотря на божественное единство, Вишну и Лакшми имеют различную природу. Вишну творит миры, которые процветают благодаря Лакшми. Супруга Вишну действует самостоятельно, однако любая её деятельность отражает волю Вишну. Лакшми фигурирует в многочисленных легендах и историях под различными именами женских божеств (Махалакшми, Бхадракали и др.). Многие из них обозначают отдельные аспекты процветания, другие олицетворяют вечных спутников Вишну (богиня победы Джая, богиня славы Кирити и др.). В традиции Южной Индии супруги Вишну зовутся Шри и Бху. Бхуми деви ассоциируется с воплощением Земли.

Мантры Вишну

Ом Намо Вишнуве Сурапатайе Балайе Сваха
Я приветствую величайшего из всех Богов, самого могущественного Вишну.

Ом Намо Нараянайя
Ом (касание к Божественной форме) Намо (кланяюсь и поклоняюсь) Нараянайя (Нараяне (Вишну) воплощению любви в человеческой форме, который сделал сердца людей Своей обителью).

Ом намо бхагавате Васудевайя
Ом (прикасаюсь своей душой и чувствами) намо (поклоняюсь) бхагавате (Богу моего сердца) Васудевайя (кто как Вишну пронизывает всё Собой, словно атмосферой безмятежного мира Вайкунтхи).

Ом Намо Венкатешайя
Касаюсь к Божественной форме с полным почитанием и поклонением Венкатеши (прекрасному Вишну, который исполняет все желания как мой дорогой Господь!)

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Слава прекрасному Вишну Вайкунтхи, кто есть Рама источник блаженства Вайкунтхи и кто есть Кришна, нектарное блаженство Вайкунтхи! Я поклоняюсь Тебе о Всевышний!

Хари Ом
Касаюсь божественного в форме прекрасного Хари (Вишну), кто опьянён цветением прекрасных деревьев Вайкунтхи и кто привлекает к Себе, чтобы поиграть с ним.

Ом Шри Вишну Чаранау Шаранам Прападье
Я предаюсь лотосным стопам Вишну, которые касаются волшебной земли Вайкунтхи.

Харе Вишну Харе Вишну Вишну Вишну Харе Харе
Слава Господу Вишну, повелителю вечного мира Вайкунтхи, я служу Ему всеми своими чувствами.

Янтра Вишну

Созерцая янтру Вишну, мы погружаемся в божественный светлый мир, где отсутствует двойственность восприятия. Именно концентрация на образе Вишну наполняет нас энергией благости, а иллюзия, порождённая майей материального мира, растворяется, и мир воспринимается в истинном свете единства всех творений Вселенной.

В центральной части янтры представлены: точка бинду и два пересекающихся треугольника, при этом один направлен вершиной вверх, другой — вниз, что представляет собой единство противоположностей, иначе говоря, единение нераздельного, что и есть суть Вишну — причины всего сущего, пребывающего вне двойственности. Два треугольника окружают два лотоса: восьмилепестковый и двенадцатилепестковый. Вся эта геометрическая схема расположена в защитном квадрате (бхупуре).

Шри Вишну Янтра используется для поклонения Вишну, для получения благословения на достижение и сохранение здоровья, семьи, богатства. Она призвана защищать все живые существа. Медитация на янтру приносит процветание, умиротворение, счастье, успех.

Символ Вишну — знак, олицетворяющий структуру мироздания

Символ Вишну представляет собой священный древнеарийский знак. Изображается как гексаграмма — два пересекающихся равносторонних треугольника (три вершины — три ипостаси божественной силы как созидающей, сохраняющей и разрушающей), образующих на пересечении шесть треугольников (шесть измерений пространства), основаниями формирующих в центре шестиугольник. Два треугольника, как упоминалось выше, символизируют единение двух противоположностей: активного (мужского) начала — треугольник вершиной вверх, и пассивного (женского) — треугольник вершиной вниз, также этот символ олицетворяет проникновение Духа в материю, иными словами, воплощение в материальном мире, единство сознания и материи, являющейся источником ложного эго живых творений во время проявленного существования в материальном мире. Позднее символ Вишну был заимствован каббалистами и известен как «Печать Соломона» или «Звезда Давида»

Отзывы по моей работе преображения людей

С искренней любовью,

Мастер преображения — Мария Марихами.

P.S. По всем вопросам обращайтесь
вконтакте или в фейсбуке  личным сообщением   

Индивидуальные консультации 

Персональный коучинг

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Галактика энергий
Добавить комментарий

  1. Марк

    В ряде пуран Вишну представлен верховным божеством, от которого зависят другие божества. Это отличает пураны от Вед и упанишад, где Вишну был простым или просто важным членом пантеона или даже второстепенным божеством. В частности, Вишну является источником Вселенной, из его пупа произрастает лотос с творцом Брахмой. Вишну также повелевает Рудрой, предтечей Шивы в современном индуизме. Он может принимать форму Рудры или приказать Рудре разрушить Вселенную. После её распада благодаря Вишну Вселенная вновь возникает. Таким образом, в вишнуитской традиции Вишну пребывает в сердце мироздания, а Брахма и Шива выполняют отдельные задачи в цикле рождения и смерти