- «Знать и уметь»
- О летящем «сейчас» и сосредоточении на нём
- О внимательности
- О борьбе с унынием
- О самообладании и спокойствии
- О любви и единении между людьми. Из книги «Беседы К.С. Станиславского»
- О любви к родине
- О величии и ужасе путей человеческих
- Глава 1. Духовные учители «Двух жизней» и великое белое Братство
- Адепты мудрости
- Реальное существование Белого Братства
- Циолковский также рассуждал о Высшем человеке
- Великие Духовные учителя
- Высшие космические иерархи
- Шамбала и Белое Братство
- Духовное руководительство человечеством нашей планеты
- Воплощения Великих Учителей
- Свет с Востока
- Воплощения Великих Учителей Шамбалы
- Боги или люди?
- Конец 2 страницы.
«Знать и уметь»
Из книги «Беседы К.С. Станиславского»
«В искусстве «знать» – значит уметь».
«Молодого артиста надо приучать быть трудоспособным во всевозможных обстоятельствах. Надо повторять ему тысячи раз, что в нашем деле «знать» – значит «уметь». А «уметь» можно только тогда, когда гибкость воли, воображения, внимания, энергия – всё подчинено любви к искусству».
Из романа К.Е. Антаровой «Две жизни»
«…на языке мудрости знать – это значит уметь. А понимать – значит действовать. Тот, кто говорит, что он знает и понимает, но не умеет действовать в своём обычном трудовом дне, – на самом деле ничего не знает».
О летящем «сейчас» и сосредоточении на нём
Из книги «Беседы К.С. Станиславского»
«Внимание к каждой летящей минуте! Внимание к каждой встрече!».
«На глубину и чистоту своих мыслей надо направить все свои усилия, на творчество сердца в каждую летящую минуту надо привлекать внимание».
Из романа К.Е. Антаровой «Две жизни»
«Отдавай каждому делу всё внимание, каждой встрече – всю полноту чувств и мыслей».
«Старайтесь научиться жить летящим «сейчас», а не мечтой о завтра, которого не знаете».
«Я забываю о самом главном и великом смысле текущей минуты: о том, что именно эта минута и есть неповторимое, летящее мгновение Вечности».
«В ученике, оценившем путь не только свой, но и каждого другого, то есть понявшем важность воплощения, недопустимо легкомыслие. <…> Это значит – в каждое мгновенье знать ценность летящего «сейчас» и уметь его творчески принимать и отдавать».
О внимательности
Из книги «Беседы К.С. Станиславского»
«…развитие цельного внимания должно составить первоначальную основу духовного багажа тех, кто хочет учиться в студии. Студия должна учить артиста сосредоточиваться и находить для этого радостные вспомогательные приспособления, чтобы легко, весело, увлекаясь, развивать силы в себе, а не видеть в этом несносной, хотя и неизбежной задачи».
«Если рассмотреть активность жизни человека, то что мы заметим? Из чего слагается вся его деятельность? Из его внимания. <…> Центр человеческого творчества – внимание. На него и надо ставить упор, его надо развивать и контролировать».
Из романа К.Е. Антаровой «Две жизни»
«…чтобы ребёнок привыкал быть внимательным ко всему окружающему, его надо учить этому с первых же его сознательных дней. Развивайте внимание своих детей параллельно своей выдержке и терпению».
«Собери внимание на текущих делах и вкладывай в них всё своё бесстрашие и благородство».
«Простой день ученика, бдительно проводимый в труде, внимании и доброте, перестаёт быть унылыми, серыми буднями…».
О борьбе с унынием
Из книги «Беседы К.С. Станиславского»
«Самое тщательное внимание к унылости в себе! Если уныние овладело сегодня духом человека, то не только сегодня, но завтра и послезавтра творческие занятия не удались. Всем своим поведением в течение рабочих часов в студии студиец должен сам развивать лучшие качества своего характера, и на первом месте – лёгкость, весёлость и бодрость».
Из романа К.Е. Антаровой «Две жизни»
«…помни, что радость непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что бы ты ни взялся».
«Чем энергичнее ты будешь гнать от себя мысли уныния, тем скорее и лучше ты себя воспитаешь, и внутренняя самодисциплина станет для тебя привычкой, лёгкой и простой».
О самообладании и спокойствии
Из книги «Беседы К.С. Станиславского»
«Студия должна раскрыть и ещё одну тайну творчества: что можно начать творить только в полном самообладании и спокойствии».
«Крепко должна войти в сознание человека важнейшая из истин творчества: полное самообладание и спокойствие».
Из романа К.Е. Антаровой «Две жизни»
«Если мы в спокойствии и самообладании встречаем внешние обстоятельства, которые приносит нам день, мы можем в них услышать мудрость бьющего для нас часа жизни».
«Величие духа человека начинается с полного спокойствия и самообладания. Чтобы человек мог зазвучать как частица творящей Вселенной, надо, чтобы он сам постоянно ощущал себя гармоничным целым».
«Стремись всеми силами выработать полное самообладание…».
О любви и единении между людьми. Из книги «Беседы К.С. Станиславского»
«В каждое летящее мгновенье он [учитель] обязан помнить, что оно уносит невозвратно силы не только его, но и его учеников. И если он сам не был во всеоружии любви, сам не включил в свой творческий круг себя и учеников, – он нанёс себе и им вред».
«Те часы, которые человек проводит в театре на репетициях, должны постепенно создавать из него полноценного человека – творца в искусстве, того бойца за красоту и любовь, который сможет перелить в сердца своих слушателей весь смысл слова и звука».
«Тот, кто учит в студии, должен помнить, что он не только заведующий и учитель, он – друг, помощник, он тот радостный путь, на котором его любовь к искусству сливается с любовью к нему в пришедших учиться у него людях».
Из романа К.Е. Антаровой «Две жизни»
«Если подняться мыслью в океан движения всей Вселенной и там уловить свободную ноту любви, <…> там можно увидеть не этот серый день, сдавленный печалью и скорбью, но день счастливой возможности излить из своего сердца любовь свободную, чистую, бескорыстную, – и в этом истинное счастье человека».
«…дело не в том, какой высоты, какого предела ты достигнешь сегодня. А только в том, чтобы продвигаться вперёд вместе с тем вечным движением, в котором выражается вся жизнь. И войти в этот поток можно только любовью. Если сегодня ты не украсил никому дня своей простой добротой – твой день пропал».
«Не в мечтах и обетах, не в идеалах и фантазиях проявляется любовь человека к человеку. Но в простых делах каждого дня идущий путём любви должен быть звеном духовного единения со всем окружающим».
О любви к родине
Из книги «Беседы К.С. Станиславского»
«Если ваше сердце студийца полно понимания ценности своей земной творческой жизни, то оно полно и первой любовью человека – любовью к родине».
Из романа К.Е. Антаровой «Две жизни»
«Мне казалось, что я всегда любил родину, но тут через музыку Аннинова я по-настоящему осознал первый долг человека, о котором Али говорил моему брату – о любви к родине».
О величии и ужасе путей человеческих
Из книги «Беседы К.С. Станиславского»
«У великого автора трудно разобрать, кого из персонажей своей пьесы он любит больше. Всё – живой трепет его сердца <…>, и в себе самом ощущал он всё величие и ужас человеческих путей».
К.Е. Антарова в зрелые годы
Из романа К.Е. Антаровой «Две жизни»
«Только через труд обычного дня ты сможешь понять величие и ужас путей человеческих».
«Я осознал величие и ужас человеческих путей на земле».
* * *
Итак, что можно сказать о записанных К.Е. Антаровой беседах Станиславского? По литературному стилю – это узнаваемый язык романа «Две жизни». По этическому содержанию – это не только «Две жизни», но и учения теософии и Агни-Йоги.
Тайна создания «Двух жизней» так и останется для нас тайной. Но ясно одно: искры творческих озарений земного учителя К.Е. Антаровой, К.С. Станиславского явно отразились в романе «Две жизни», кто бы ни был его главным создателем.
Глава 1. Духовные учители «Двух жизней» и великое белое Братство
Адепты мудрости
Одна из главных философских идей книги Антаровой «Две жизни» – существование на нашей планете Братства духовных Учителей человечества. Первое необычное явление, с которым сталкивается главный герой романа, Лёвушка, представляют собой как раз люди, достигшие необыкновенного совершенства и в духовно-нравственном, и в интеллектуальном отношении, и в силу этого обладающие сверхчеловеческими способностями. Эти люди неизмеримо выше всех остальных по уровню своего развития. И даже внешне они резко отличаются от обычных людей, обладая необычной красотой. Кроме того, их выделяет и свойственная им одним способность оказывать на остальных людей какое-то невыразимое, но ощутимое духовное влияние.
Таких необычных личностей Лёвушка впервые встречает, когда приезжает погостить к брату-офицеру в его воинскую часть, стоящую в небольшом среднеазиатском городке. Будущего писателя Лёвушку поражает внешняя красота, внутренняя гармония и благородство души двух знакомых его брата, встреченных им в этом восточном городке: могущественного азиатского помещика Али и человека с европейской внешностью по прозвищу Флорентиец.
По мере развития сюжета романа Лёвушка встречает и других, столь же совершенных, людей, так или иначе связанных с его братом и с его прежними, уже знакомыми ему, друзьями. Наконец наступает момент, когда главный герой книги узнает, что в борьбе Добра и Зла, которая кипит повсюду на нашей планете, силы Добра (как, впрочем, и силы Зла) имеют свои организации, которые помогают им осуществлять их цели. Организации светлых сил в романе называются общинами. Именно в одну из таких общин, находящуюся в Америке, и предстоит отправиться после недолгого пребывания в Лондоне брату Лёвушки, Николаю, и его невесте Наль, спасшимся от преследователей благодаря помощи их могущественных друзей. Друзья же Николая, поразившие юношу-студента своим внешним и внутренним благородством и совершенством, являются членами всемирной организации сил Света, которых на Востоке называют духовными Учителями, а на Западе – членами Великого Белого Братства.
Махатма Мориа (рисунок Е.П. Блаватской)
(В книге «Две жизни» – Али, затем – Учитель Мориа)
Реальное существование Белого Братства
Первый вопрос, который может возникнуть у читателя, не знакомого с эзотерическими философскими учениями Востока, – действительно ли есть подобная организация сил Света в нашем мире? Не является ли это фантазией автора книги?
Эзотерическое философское наследие Востока отвечает на этот вопрос утвердительно: за идеей существования в мире обители сил Света стоят не только фантазии и не только легенды и мифы народов разных стран. Великое Белое Братство на самом деле существует и с незапамятных времён выполняет трудную и самоотверженную миссию помощи человечеству на пути его культурного развития и духовной эволюции. О реальном существовании Белого Братства и о необыкновенных способностях его духовных руководителей свидетельствовали их русские сотрудники и духовные ученики – Елена Блаватская, а затем супруги Елена и Николай Рерихи.
Циолковский также рассуждал о Высшем человеке
Подчеркнём, что в самой идее существования на Земле людей, находящихся на более высокой духовной и интеллектуальной ступени развития, чем остальное человечество, нет ничего мистического. Эту идею разделяли и выдающиеся учёные прошлого. В частности, известный русский философ-космист К.Э. Циолковский (бывший, кстати, последователем учения теософии) в своих статьях писал о существовании во Вселенной более древних, чем Земля, планет, находящихся на более высоких ступенях космической эволюции. Их, по мысли учёного, должны населять и более совершенные, чем земное человечество, существа, овладевшие тайнами природы и достигшие огромного технического могущества. Представителей более высокоразвитых, чем земное человечество, цивилизаций учёный называл высшими людьми и проводил аналогию с религиозными представлениями о существовании богов:
«Высший человек может получить более крепкое здоровье, долголетие, совершенный ум, техническое могущество и прочее, всего ни предвидеть, ни вообразить нельзя. Вот вам бог с этой точки зрения. Множество планет старше Земли. Они успели уже выработать эти высшие существа, о которых мы только мечтаем». Как резюмирует русский философ-космист, «…мы должны признать существование множества богов самых разных рангов. Чем они выше, тем дальше от человека, тем непостижимее ему». (К.Э. Циолковский. Есть ли Бог? // Очерки о Вселенной. – М., 1992. – С. 217.)
По мнению Циолковского, высшие существа способны не просто существовать в Космосе, но и помогать развиваться своим братьям по разуму. В статье «Воля Вселенной» философ писал: «Мы уверены, что зрелые существа Вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отставших планет и сноситься с такими же зрелыми, как они». (К.Э. Циолковский. Воля Вселенной // Там же. – С. 44.)
Великие Духовные учителя
Идея философа о высших людях или скорее богочеловеках очень близка тому, что говорится о Великих духовных Учителях человечества в эзотерическом философском наследии. Так, в учениях теософии и Агни-Йоги сообщается, что на заре земной цивилизации из высших, более совершенных миров (планет) Космоса пришли на Землю представители Космического Разума, или космической Иерархии Света, чтобы помогать эволюции землян. Иерархией Света в Агни-Йоге называется единая для всего Космоса организация творческих сил.
Эти космические посланники воплотились среди обычных земных людей – и таким образом на Земле появились существа, внешне не отличимые от обычных землян, но кардинально отличающиеся от них по своему духовному уровню развития, знаниям и психодуховным способностям.
Учения теософии и Агни-Йоги повествуют, что главных Учителей, пришедших на Землю с высших планет Солнечной системы, было семь. Эти представители космической Иерархии Света организовали на нашей планете свою обитель, куда к ним, как к Учителям Высшего знания, стали приходить ученики и последователи из числа духовно развитых землян. Так на Земле возник центр Космического Разума, представляющий собой закрытую для непосвящённых цитадель Высшего знания.
Самые сокровенные сведения о космических Учителях человечества главный герой романа К.Е. Антаровой получает в последней, четвертой, его части. Читатель, вероятно, помнит, что Владык мощи, или Владык Кармы, у которых учились Лёвушка и его друзья в башнях Владык и в Лаборатории стихий, было семеро. Высшие Учители Лёвушки в романе выглядят как инопланетяне и, вероятно, являются ближайшими помощниками семерых высших космических Иерархов, руководящих эволюцией нашей планеты в течение тысячелетий.
Владыки мощи описаны в «Двух жизнях» следующим образом: «Пока я собирался получше рассмотреть ближайший дом, двери всех семи зданий открылись одновременно, и из них вышли семь фигур. Бог мой! Я уже видел людей поразительно высокого роста. Видел необычайно высокого Флорентийца, видел высоченного Али, но те, кого я увидел сейчас, только и могли быть великанами из сказки. <…>
Владыки всё так же стояли, как статуи. Я ещё ничего не сказал об их внешности, кроме их роста. Цвет их кожи был медно-красный, но очень приятный, матовый, похожий скорее на кость, обработанную в этом цвете, чем на кожу живого человека. Волосы были у некоторых черные, у других темно-рыжие, и у всех спадали до плеч красивыми волнами.
Лица?.. Но их и лицами-то назвать было невозможно. Это были величественные лики, олицетворявшие собою Древнюю Мудрость. Это были символы, но никак уже не люди. И если, как сказала мать Анна, они пришли на Землю с другой планеты, то ничего не было удивительного, что на Земле они и казались мне символами Вечности».
В романе Владыки мощи живут в тайном месте, расположенном в оазисе матери Анны. Но помимо того места, где находятся их башни и лаборатория стихий, получивший дар ясновидения Лёвушка видит своим духовным зрением далеко в пустыне остров-оазис, в котором ему предстают четверо божественных светоносных существ – Великих Кумар.
Высшие космические иерархи
В теософии и Агни-Йоге Кумарами (а также Логосами) называют высших космических Иерархов, руководящих эволюцией Земли. Согласно этим учениям, Кумаров тоже семеро, а наивысших среди них – четверо. Именно их и созерцает главный герой книги, причём это зрелище наполняет его духовно уже закалённый и подготовленный организм огромным напряжением. Вспомним описание видения главного героя в романе:
«Туман на стене рассеялся, и я увидел три юные, божественно прекрасные фигуры, составлявшие треугольник. В центре треугольника стояла четвёртая, ещё более юная, прекрасная, прозрачная фигура, соединявшая в себе мощь, божественную красоту и такое величие, что я не мог вынести её сияния и уже хотел было закрыть лицо руками, но в этот момент Владыка взял меня на руки, опустился на колени и склонился до земли. Оставаясь коленопреклонённым, подняв голову, он прижал меня к своей груди, как обычно делают матери со своими больными детьми, и сказал, обращаясь к сиявшим нестерпимым Светом фигурам на стене:
– Вечность есть закон Бога, и этот закон движет Вселенную и всё живое в ней. <…>
Эти Божественные Владыки – выше всего существующего на Земле. Они завершили круг величайшего творческого пути на иной, много более высокой по уровню развития планете и пришли на Землю, движимые непостижимым для земного сознания подвигом милосердия и самоотвержения. Их сознание настолько выше всех земных сознаний, что достигнуть его и приблизиться к нему обычные, воплощённые люди не могут;
и даже среди высочайших развоплощённых индивидов далеко не все могут постичь его. Эти Владыки, вечно юные, – центр Божественных Сил на Земле.
Но это всё, что в данную минуту я могу сказать тебе о них. Божественная Сила, показавшая тебе Себя, благословила твой труд, признав твоё бескорыстие, самоотверженность и верность. Ты же помни, чему был свидетелем;
трудясь, неси в сердце Божественный Лик, в своей Любви признавший тебя достойным Его лицезрения, и развивай в людях новые идеи о Божественном Начале. Очищай от суеверий и предрассудков представления людей о Боге и вливай в них уверенность, что всё и вся в жизни Земли живёт под бдительным и непрестанным, милосердным и спасительным покровом Живого Бога, трудящегося во всех областях жизни на Земле. Эти Владыки сотворили всё сущее на Земле, принеся с собою на Землю, находившуюся в состоянии хаоса, злаки, людей и животных. Всё, что ты видишь на земле и под землёю, – всё труд милосердия этих Божественных Владык…»
Шамбала и Белое Братство
Сколь бы фантастическими ни выглядели в романе описания и башен Владык мощи, и лаборатория стихий, и увиденный Лёвушкой таинственный оазис, находящийся, скорее всего, не на земном, а на духовном плане бытия, – в эзотерических философских учениях утверждается, что подобные тайные духовные центры действительно существуют на нашей планете.
Главная обитель космических сил Света на Земле на Востоке называется Шамбалой – именно её прообразы в разных ипостасях и описываются в «Двух жизнях». А духовные Учители Шамбалы на Востоке назывались Великими Владыками. Конечно, народы Востока едва ли знают об истинном происхождении основателей Шамбалы. Обычным людям достаточно было знать и то, что в закрытом для непосвящённых месте существует обитель святых подвижников, обладающих необычными способностями и использующих эти способности для духовной помощи миру.
С самых ранних времён все духовные познания Востока и Азии, все школы и системы самосовершенствования, созданные восточной философской мыслью, исходили именно от представителей этого Братства Посвящённых. С течением времени сведения о легендарной обители просочились и на Запад. В странах Запада гималайское Братство духовных Учителей мира стали называть Белым Братством.
Духовное руководительство человечеством нашей планеты
Об эволюционной духовно-просветительской миссии Иерархии Света на нашей планете А.И. Клизовский, ученик Е.И. Рерих, писал в своей работе «Основы миропонимания новой эпохи»:
«Весть о том, что Великое Белое Братство не миф, но действительно существует, и о том, где оно находится, даёт о себе само Братство. Снятие покрова с тайны существования на Земле Братьев человечества – Великой Белой Ложи – объясняет многое. <…>
Братство является центром, откуда исходит духовное руководительство человечеством нашей планеты. Всё, что человечество получило и получает в своём умственном, нравственном и духовном развитии, всё идёт из этого Единого источника. Вся человеческая мудрость, вся его философия и все его религии имеют началом этот Единый источник.
Когда на заре человечества нужно было дать младенческому народу первые основы общины и государственности, то один из членов Братства, или подготовленный ученик, воплощался среди такого народа как жрец, как предводитель племени, как мудрый правитель, как пророк, который организовывал и объединял народ и закладывал основы государственности, основы знаний, искусств и религии.
И в дальнейшем развитии, когда нужно было подвинуть сознание человечества на высшую ступень, пробудить его мысль в новом направлении или направить его деятельность по новому руслу, всегда посылался мудрец, философ, законодатель, основатель учения, которые исполняли возложенное на них Братством поручение. <…> Иногда такие сотрудники Братства открывали школы и общества, которые распространяли среди более подготовленных людей высшее знание и высшую мудрость. Из таких школ <…> известны: герметическая, александрийская, неоплатоническая, орфическая, пифагорейская, которые до сих пор питают человечество своей мудростью.
Время от времени Братство посылало и посылает в мир одного из своих Собратьев, одного из Великих Учителей, каждый из которых дал человечеству одну из существующих мировых религий. Другого источника, из которого человечество могло бы получить хотя [бы] каплю мудрости, нет, и нет ни одного Учителя, который мог бы прийти в мир иным путём, минуя Братство. Иным, самостоятельным, путём к человечеству приходили и приходят лжеучителя и лжепророки.
Единство источника, из которого вышли все мировые религии, подтверждается тем, что главные основы всех мировых религий одни и те же; ни одна из них не противоречит другой, и каждый последующий Учитель, давая более широкое толкование одних и тех же основных истин, продолжал дело своих предшественников, дело просвещения человечества». (А.И. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи. В 3 тт. Т. 1. – Рига, 1990. – С. 77–78.)
Воплощения Великих Учителей
Таким образом, все великие знания древности, основы науки, искусства и все великие философские учения, одним словом, основы всей мировой культуры были принесены в мир Великими Учителями и их учениками и сотрудниками. Из писем Елены Рерих, жены и соратницы великого художника и общественного деятеля Н.К. Рериха, мы узнаём о некоторых воплощениях Великих Учителей в качестве руководителей древних духовно-философских школ:
«Конечно, все древние оккультные школы являлись отделами Великого Братства. В древнейшие времена среди Посвящённых таких Школ можно было встретить великие воплощения семи Кумар, или Сынов Разума, или Сынов Света. Так:
Махатма Мориа, руководитель Белого Братства.
(Портрет работы Шмихена при участии Е.П. Блаватской)
Орфей, Зороастр, Кришна (Великий Учитель М.), Иисус, Готама Будда, Платон, он же Конфуций (предыдущий Владыка Шамбалы), Пифагор (Учитель К. X.), Ямбликус, он же Якоб Бёме (Учитель Илларион), Лао-цзы, или Сен-Жермен (Учитель Ракоцци) и другие были этими великими Воплощениями. Так продвижением сознания человечества на протяжении всей эволюции нашей Земли мы обязаны этим великим Духам, воплощавшимся во всех расах и народностях на пороге каждого нового сдвига сознания, каждого нового поворота в истории. Величайшие Образы древности связаны с этими Сынами Света». (Е.И. Рерих. Из письма от 18.11.35.)
Махатма Кут Хуми. (Портрет работы Шмихена при участии Е.П. Блаватской)
(В романе «Две жизни» – сэр Ут-Уоми, также Франциск)
Учитель Ракоцци, он же Сен-Жермен
(В романе «Две жизни» – граф Сенжер)
Свет с Востока
С течением времени основы великих познаний Учителей Шамбалы проникли и в западные страны, прежде всего в Древнюю Грецию. Анаксагор, Пифагор, Платон, Аполлоний Тианский утверждали в своих учениях идеи, весьма близкие восточной эзотерической философии, а большинство школ древнегреческой философии были по своей сути эзотерическими, так же как и древняя философия Индии, Египта, Персии.
Мудрость Древней Греции унаследовали александрийские философы, а затем она стала достоянием лучших умов западной цивилизации. Масонство и розенкрейцерство – в лучшие времена этих учений, пока они не выродились в магические культы или не скатились на плоскость политических интриг – тоже содержали в себе многие положения восточной эзотерической философии. Знаменитый девиз европейских эзотериков и алхимиков – «Свет с Востока» – отражал древнейшее знание о существовании на Востоке единого для всей планеты мирового Братства духовных Учителей – просветителей, чьи знания и духовные силы устремляли вперёд эволюцию всего человечества.
Е.И. Рерих писала о великой обители Высшего Знания:
«…все философии, все религии исходили из Единого Источника, и те же Великие умы, принёсшие Свет и давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего человечества, продолжали приносить его на всём протяжении медленного процесса эволюции человеческого сознания. Вспомним о тех семи Великих Духах, или Кумарах, о которых говорится в «Тайной Доктрине». Именно, эти Семеро и среди них Наивысший, Принявший Дозор Мира, появлялись на всех поворотных пунктах нашей планеты. Именно Их сознание напитывало сознание человечества Единой Истиной, приносимой Ими в одеяниях различных философий и религий, соответствовавших времени». (Е.И. Рерих. Из письма от 06.12.34.)
О воздействии духовного потенциала Основателей Белого Братства на развитие земной истории и культуры в «Письмах» Е.И. Рерих также сказано:
«Если бы не эти величайшие Духи, давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего земного физического человечества и продолжавшие двигать эволюцией сознания на всём протяжении этого труднейшего и самого длительного процесса, то человечество земное и посейчас не вышло бы из состояния пещерных жителей. Именно Великие Архангелы и есть те Семь Кумар, и среди них Наивысший, о которых говорится в Восточных Писаниях и в «Тайной Доктрине», пришедшие с Высших Миров и принёсшие величайшую жертву тем, что именно Они воплощались в великих основателей религий и царств, философий и т. д. на всех поворотных пунктах истории планеты, чтобы помочь и ускорить эволюцию человечества». (Е.И. Рерих. Из письма от 11.08.37.)
«…если бы не великое самопожертвование небольшой группы Высших Духов, воплощавшихся на протяжении эонов, при каждом поворотном пункте в истории планеты, чтобы дать новый импульс сознанию человечества, и если бы не усилия в этом направлении малого числа Их учеников и близких, то человечество наше находилось бы и посейчас в состоянии троглодитов.
Так можно проследить, как Единое Ego Beличaйшeй Индивидуальности проявлялось в целом ряде Великих образов. Истинно, очень мало каких-либо значительных воплощений остаётся на долю землян. Истинно, этим Бодхисатвам, как называют их на Востоке, обязаны – мы всем самым ценным, самым высоким, самым насущным, ибо они насытили сознание наше и тем преобразили и продолжили жизнь нашу. <…> Из Них вышли все основатели великих царств, религий, философий, большинство алхимиков и отдельные фигуры святых, но не ищите их среди узких догматиков. Они основатели живой религии сердца, но не закрепощающих догм. Они Основатели и огненные Очистители религий». (Е.И. Рерих. Из письма от 20.12.34.)
Воплощения Великих Учителей Шамбалы
К воплощениям Великих Учителей Шамбалы эзотерическая традиция относит таких великих деятелей прошлого, как Рамзес II, Пифагор, Платон, Ориген, Конфуций, Лао-цзы, Шанкара, Сергий Радонежский, Акбар, Якоб Бёме, Джордано Бруно, Жанна дʼАрк, Сен-Жермен, и многих других. Великие духовные Учители человечества – Кришна, Будда, Иисус – также были воплощениями Кумаров.
В духовно-просветительской работе Великим Учителям помогали их ученики и сотрудники, образовавшие Белое Братство. Многие выдающиеся деятели прошлого были учениками и сотрудниками Учителей Шамбалы. Учеником этого Братства Адептов и становится главный герой романа К.Е. Антаровой. Всё произведение Антаровой проникнуто идеей духовного ученичества, а весь опыт жизни Лёвушки и его спутников, таких же учеников, представляет собой те ступени Знания, которые необходимо пройти каждому, кто дерзнёт искать Высшего Знания и скорейшего пути духовного самосовершенствования.
Боги или люди?
Кем же все-таки являются Великие Учители и Кумары – богами или людьми? Санаткумар, явившийся Лёвушке в видении, кажется ему живым богом.
Тех, кого К.Э. Циолковский в своих работах назвал высшими людьми, на Востоке называют Архатами и Бодхисатвами, а Их руководителей – Владыками Шамбалы. Самые яркие Их воплощения на Земле – такие, как Иисус, Будда и другие основатели великих религиозных и философских учений, на Востоке именуют Аватарами и почитают как богов. Но эзотерические (то есть тайные, рассчитанные на небольшое количество людей, посвящённых в тайную мудрость) философские учения считают их не богами, а богочеловеками – духовными Учителями человечества, достигшими более высокой, чем человеческая, ступени эволюции.
Кем же Они являются в действительности? Возможности Высших существ действительно потрясают воображение, и всё же они не боги в буквальном понимании этого слова. Бог, Божественное Начало в учениях теософии и Живой Этики – это не некая сверхъестественная мистическая личность, которая сотворяет мир по своей воле и на которую – в этом случае – можно было бы возложить всю ответственность за все несовершенства этого мира.
В данном плане А.И. Клизовский вполне справедливо замечает:
«В адрес христианского Бога, Который, по учению христианской церкви, есть сама любовь, сострадание и милосердие, всегда неслись и несутся бесчисленные упрёки в несправедливости и в жестокости, так как верующий христианин не знает, что постигающие его удары есть действие космических законов, но не Бога.
Введённый в заблуждение неправильными представлениями о Боге, верующий и страдающий христианин часто задаёт много несуразных вопросов в адрес Бога, вроде того: почему Бог допускает, чтобы совершилось какое-нибудь возмутительное преступление, если Он всезнающ? Почему Бог не пресекает какое-нибудь вопиющее злоупотребление, если Он справедлив?» (А.И. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи).
Но с точки зрения эзотерической философии Востока, Бог – это не сверхъестественная мистическая Личность, а Высшая творческая сила самой Природы, сверхличный космический принцип, элемент которого присутствует в каждом живом существе, в каждой форме жизни, представляя собой их бессмертное духовное начало.
Кем же тогда являются Кумары, Великие Учители, или Логосы-Аватары, если Они не боги? В христианстве существует очень ёмкое понятие богочеловека. Именно подобный статус более всего отвечает природе Великих Учителей. В отличие от Бога богочеловек – это уже не принцип, а именно Космическая Индивидуальность, имеющая несравненно более высокий, чем обычный человек нашей эпохи, уровень развития всех потенциальных качеств и способностей, которыми располагают люди Земли. Одним словом, это именно «высший человек», как назвал этот уровень эволюции К.Э. Циолковский.
Конец 2 страницы.
Психолог. Трансформационный тренер. Ментор, Мастер Учитель Рэйки — Мария Марихами.
P.S. По всем вопросам обращайтесь
вконтакте или в телеграм личным сообщением, либо в комментариях